Q W A N T
Бизнес
#Мақала
11 наурыз 2023
Школа программирования QWANT выделяет гранты для девушек
10 грантов на курс “Основы JavaScript с нуля до первого софта за 2 месяца” от школы программирования QWANT по программе TechWomen.

В рамках поддержки технологических инициатив с женским участием и в целях вовлечения большего числа женщин в IT-индустрию школа программирования QWANT ежегодно выделяет целевые гранты. В этом году в рамках инициативы "Ring the Bell for Gender Equality" 10 ваучеров получат участницы со всего Казахстана, которые смогут пройти курс по основам программирования "Основы JavaScript с нуля до первого софта за 2 месяца".

Ring the Bell for Gender Equality — это глобальная акция, призванная обратить внимание мирового сообщества на вопросы гендерного разнообразия и расширения влияния женщин в сферах политики, экономики и бизнеса. Инициативу торжественного запуска торгов выдающимися женщинами поддерживают более 100 бирж по всему миру. Гранты от школы программирования QWANT будут предоставляться на конкурсной основе. Цель проекта — поддержка и объединение женщин, работающих в технологичных отраслях, или желающих начать свой карьерный путь в ИТ.

Курс Основы JavaScript с нуля до первого софта за 2 месяца позволяет получить востребованные знания в удобном формате даже для тех, кто никогда не программировал. В течение 4 недель участницы смогут погрузиться в атмосферу профессии, освоить базовые навыки программирования, познакомиться с миром кода, его основными понятиями, частыми ошибками и программами. Прием заявок стартует 2 марта и продлиться до 20 марта 2023 года. Принять участие в конкурсе могут жительницы Казахстана без ограничений по возрасту и опыту в IT. Для участия в конкурсе необходимо написать пост или reels на тему гендерных стереотипов в IT или рассуждения о том как можно усилить влияние женщин в сфере IT, отметить @qwantkz и хештег #techwomenQwant.

Школа программирования QWANT придерживается принципов гендерного равенства и поддерживает женское лидерство в технологических направлениях, являясь одним из лидеров по количеству женщин,обучающих программированию и удерживает данный показатель на уровне не ниже 46% по количеству студентов и выпускников школы.

Напомним, что QWANT — инновационная школа программирования, направленная на подготовку разработчиков цифровых продуктов и услуг. Программа QWANT полностью строится на принципах активного обучения (active learning), равноправной андрагогики (peer-to-peer), проектного обучения (project-based), геймификации (gamification) и ролевого моделирования (role-play), которые были проверены в инновационной школе 42 и университете EPITECH. В Qwant нет преподавателей или лекций. В Qwant есть много практики и реальных проектов, которые помогают каждому нашему выпускнику найти работу своей мечты.

Источник: https://bluescreen.kz/news/12799/shkola-proghrammirovaniia-qwant-vydieliaiet-ghranty-dlia-dievushiek

Бизнес
#Мақала
11 сәуір 2023
QWANT присоединилась к движению Pledge 1%
Школа высоких технологий QWANT присоединилась к движению Pledge 1% и обязуется внести вклад в развитие локальных сообществ за счет инвестирования 1% времени / продукта / прибыли / капитала сообществу.

Казахстанская школа высоких технологий QWANT сообщает, что она присоединилась к глобальному движению Pledge 1% по созданию новой нормы для компаний всех размеров и стадий, чтобы оказывать положительное социальное влияние через свой бизнес. QWANT присоединяется к более чем 17 000 компаниям по всему миру, которые обязались инвестировать 1% от своего продукта, прибыли, собственного капитала и / или рабочего времени персонала на любую благотворительную организацию по своему выбору. Среди участников инициативы Pledge 1% состоят такие крупные компании как Salesforce, Pinterest, Canva, B2Bpay, Account Spark, Udemy, Weebly, Pearson, 5P Consulting и т.д. QWANT с гордостью объявляет о своем намерении пожертвовать 1% времени, акций или продуктов некоммерческим общественным организациям.

  • " В начале этого года на форуме Digital Almaty было объявлено об инициативе присоединения школы программирования QWANT к глобальному движению Pledge 1%. В прошлом месяце мы стали частью глобального сообщества, которое объединяет более 17 000 прогрессивных технологических компаний по всему миру. Главная миссия Pledge 1% — вклад в развитие локальных сообществ за счет инвестирования 1% капитала, 1% времени сотрудников и 1% продукта компании в инициативы, направленные на развитие и поддержание общественного блага. Это перекликается с ДНК QWANT. Как экосистемный игрок, мы с командой многое делаем для развития человеческого капитала и талантов в сфере ИКТ, для поддержки гендерного баланса и активно принимаем участие в социальной повестке через наши грантовые программы и общественные инициативы", — отметила Эльмира Обри, основательница школы высоких технологий QWANT.

Напомним, что QWANT — инновационная школа программирования, направленная на подготовку разработчиков цифровых продуктов и услуг. Программа QWANT полностью строится на принципах активного обучения (active learning), равноправной андрагогики (peer-to-peer), проектного обучения (project-based), геймификации (gamification) и ролевого моделирования (role-play), которые были проверены в инновационной школе 42 и университете EPITECH.

Сейчас QWANT является успешным игроком открытого рынка, на базе которого готовятся специалисты для цифровой экономики. К слову, из топ-10 профессий будущего по версии Всемирного экономического форума на базе QWANT уже развернуто три. За это время школа подготовила более 800 разработчиков, 90% из них трудоустроены в такие компании как Kaspi, AIX, Halyk, Plug and Play Tech Center, Abo Akademi Uni (Финляндия), Philip Morris и другие. Благодаря поддержке технологических инициатив с женским участием и в целях вовлечения большего числа женщин в ИТ-индустрию количество выпускниц-женщин QWANT выросло с 18 до 46%.

Источник: https://bluescreen.kz/news/12924/qwant- prisoiedinilas-k-dvizhieniiu-pledge-1? utm_source=telegram&utm_medium=seed&utm_ campaign=qwant-prisoiedinilas-k-dvizhieniiu-pledge-1

Бизнес
#Мақала
04 сәуір 2023
QWANT и Freedom Insurance заключили меморандум о сотрудничестве

На площадке пятого юбилейного форума Digital Almaty основательница школы программирования QWANT Эльмира Обри и советник председателя правления Freedom Insurance Азамат Керимбаев заявили о сотрудничестве в области повышения квалификации IT-специалистов и реализации совместных инициатив в области образовательных и профессиональных мероприятий, закрепив договорённости подписанием соответствующего соглашения.

Меморандум предусматривает прохождение стажировки выпускников школы Qwant в Freedom Insurence , проведение совместных образовательных программ и курсов повышения квалификации, профессиональных мероприятий. Кроме того, были обсуждены проекты в области развития человеческого капитала и проведения совместных научно-исследовательских работ.

  • "В рамках реализации государственной задачи по подготовке 100 000 IT-кадров к 2025 году, крайне важно обеспечить трудоустройство выпускников школ программирования. Индустрия объединяется для реализации данной амбициозной цели. Школа высоких технологий QWANT готовит IT-специалистов по международным стандартам. В свете листинга QWANT в европейской лиге лидеров EdTech HolonIQ наша цель вывести казахстанских специалистов на качественно новый уровень в мировой профессиональной иерархии. Поддерживающая среда индустрии в этом вопросе играет определяющую роль. Freedom Insurance является ключевым игроком в сфере финтеха в нашей стране. Теперь у наших выпускников будет возможность пройти стажировку и реализовать свой потенциал в отрасли", — поделилась мнением основатель и визионер QWANT Эльмира Обри.
  • "Используя все возможности цифровизации, мы создаем уникальные онлайн продукты и сервис. И это благодаря опытной, квалифицированной команде специалистов "Freedom Insurance". Мы нацелены на максимальное и стремительное повышение уровня финансовой и цифровой грамотности в стране, особенно у молодого поколения и будущих специалистов. Благодаря подписанному меморандуму мы сможем поделиться с выпускниками Школы высоких технологий "QWANT" своими знаниями, опытом, дадим им возможность раскрыть свой профессиональный потенциал и способности", — отметил Советник Председателя Правления Freedom Insurance Азамат Керимбаев.

Стороны уверены, что договоренности станут позитивным сигналом в рынок для активной цифровой трансформации бизнеса, повышения квалификации IT-специалистов и реализации государственной задачи по подготовке IT-кадров.

Источник: https://bluescreen.kz/news/12616/qwant -i- freedom-insurance-zakliuchili-miemorandum-o- sotrudnichiestvie?utm _source=telegram&utm_medium =seed&utm_campaign=qwant-i-freedom-insurance- zakliuchili-miemorandum-o-sotrudnichiestvie

Бизнес
#Мақала
31 қаңтар 2023
Казахстанская школа программирования попала в топ-200 самых многообещающих стартапов Европы
Школа программирования из Казахстана QWANT вошла в топ-200 самых многообещающих EdTech стартапов Европы международного рейтинга HolonIQ 2022.

HolonIQ — авторитетное аналитическое агентство, которое ежегодно на основе искусственного интеллекта проводит независимые исследования среди EdTech стартапов по всему миру.

Рейтинг создан с целью привлечения внимания зарубежных инвесторов к новым стартапам EdTech рынка. При выборе стартап-проектов учитываются капитал, команда, рынок, продукт и импакт.

Всего в рейтинге определено тысячу стартапов, которые разделены по регионам: Северная Америка топ-200, Восточная Азия топ-150, Европа топ-200, Южная Азия топ-100, Латинская Америка топ-100, Австралия и Новая Зеландия топ-50, Африка топ-50, Средний Восток и Северная Африка топ-50, Юго-Восточная Азия топ-50, а также, Страны Прибалтики топ-50.

Казахстанская школа программирования QWANT была запущена в 2020 году и сейчас является успешным игроком открытого рынка, на базе которого готовят специалистов для цифровой экономики.

За три года школа подготовила более 800 разработчиков, 90% из которых трудоустроены в таких компаниях, как Kaspi, AIX, Halyk, Plug and Play Tech Center, Abo Akademi Uni, Philip Morris и другие. Помимо этого, количество выпускниц-женщин QWANT за время работы проекта выросло с 18 до 46%.

Источник: https://the-steppe.com/novosti/kazahstanskaya-shkola-programmirovaniya-popala-v-top-200-samyh-mnogoobeshchayushchih-startapov-evropy/amp/

Бизнес
#Мақала
13 қыркүйек 2022
Қазақстанда IT саласы қалай дамып жатыр
Мемлекет басшысы 2025 жылға қарай кем дегенде 100 мың жоғары білікті IT-маманын дайындау міндетін қойып, тапсырма берген еді.

Бүгінгі таңда елімізде IT мамандарына сұраныс артып отыр. Өйткені көптеген компания сауатты әрі мамандығын жақсы білетін бағдарламашылар мен әзірлеушілерге мұқтаж. HeadHunter онлайн жұмыс іздеу және жалдау платформасының мәліметі бойынша, IT саласындағы бос жұмыс орындарының саны 2021 жылы 2020 жылмен салыстырғанда 50%-ға, ал биыл (жарты жыл) өткен жылмен салыстырғанда 57%-ға өскен.

Осыдан-ақ, бұл салаға деген сұраныстың артқанын анық байқауға болады. Осы тұста, елімізде IT саласы қалай дамып жатыр, мамандар дайындау үшін қандай шаралар қолға алынды, қанша қаражат бөлініп отыр, сонымен қоса мықты IT маман болу үшін мамандар қандай дағдыларды дамытуы керек, азаматтардың цифрлық сауаттылық көрсеткішін көтеру үшін не істеу керек деген секілді сауалдарға жауап іздеп көрдік.

IT саласын дамыту үшін 7,5 млрд теңге бөлінді

Цифрлық даму министрлігі отандық IT саласын дамыту үшін 2021 жылдан 2023 жылға дейін 7,5 млрд теңге бөліп отыр. Атап айтсақ, 2022 жылы – 2,7 млрд теңге, 2023 жылы-2,9 млрд теңге. Ал 2021 жылы саланы дамытуға 1,9 млрд теңге бөлінген.

Аталған ведомствоның мәліметінше, бұл қаражат еліміздің индустриялық-инновациялық дамуы үшін керекті жаңа технологияларды анықтау жоспарланып отыр. Сонымен бірге жаңа немесе жетілдірілген өнім шығаратын компанияларға да көмек көрсетілетін болады. Сонымен қатар IT-жобаларға потенциалы бар инвесторларды іздеу және отандық стартаптарды дамыту жұмыстары жалғасын табады.

Егер осы жұмыстар сәтті жүзеге асатын болса, биыл ІТ қызметтеріндегі жергілікті қамту үлесі 70%-ға дейін өседі деп жоспарланып отыр. Ал келесі жылы 70,5%, 2024 жылы 71%-ға жеткізу мақсаты тұр. Еске сала кетйік, биыл инновацияларды дамытуға 2,7 млрд теңге бөлу жоспарланған.

100 мың IT маман дайындау міндеті қойылды

Елімізде цифрландыру жөніндегі ұлттық жоба аясында Мемлекет басшысы 2025 жылға қарай кем дегенде 100 мың жоғары білікті IT-маманын дайындау міндетін қойып, тапсырма берген еді. Осыған байланысты Цифрлық даму, инновациялар және аэроғарыш өнеркәсібі министрлігі 100 мың жоғары білікті IT-маманды дайындау мақсатында көптеген іс-шараларды қолға алған болатын. Олардың ең негізгілеріне тоқталатын болсақ, біріншіден, 20 заманауи бағдардамалау мектебін ашу. Екіншіден, IT-бағдарламалау мектептеріне 20 мың грант беру, сонымен қоса университеттердің өнірлік жоғары оқу орындарына қамқорлық жасауын қамтамасыз ету.

Министрлік тұрақты негізде IT-мамандарды жаппай даярлауға IT-мектептермен бірлесіп, жұмыс жүргізіп жатыр. 2021 жылы осындай 6 мектеп ашылды. Ал биыл тағы 5 мектеп ашу жоспарланып отыр. IT-мектептердің өздері 2021 жылдан бері өңірлерде ашыла бастаған болатын. Атап айтсақ, Алматы қаласында "HackerU" мектебі, Ақтау қаласында "Da Vinci School" мектебі, Орал қаласында IT-хаб базасында мектеп, Жезқазғанда – "Zhez-IT" мектебі ашылған еді.

Бұдан басқа жоғарыда аталған іс-шаралардан бөлек, IT-мамандардың санын (студенттерден бөлек) 2023 жылға қарай 9000-ға, 2025 жылдың соңына қарай 60000-ға жеткізу жоспарланып отыр.

Жалпы мұндай қолға алынып жатқан шаралардың барлығы еліміздегі жеке бағдарламалау мектептер санының артуына, оның ішінде шетелдік IT-мектептердің филиалдарын ашуға мүмкіндік беріп отырғанын атап өту керек. Осылайша, IT-мамандарды сапалы даярлау және бейінді жоғары оқу орындарының тәжірибесін қолдану, сондай-ақ өңірлік оқу орындарының деңгейін арттыру мақсатында өңірлік жоғары оқу орындарымен бейінді жоғары оқу орындарымен ынтымақтастығын арттыру мақсаты қойылып отыр.

Жастар қандай дағдыларды меңгеруі керек

Жалпы мамандар IT бағытында білім алып жүрген жастар тек техникалық білімі мен дағдыларын жетілдіріп қана қоймай, жұмсақ дағдыларды (soft skills) да жетілдіру қажеттігін айтады. Жақында елордада өткен EdTech Forum M.E.T.A. конференциясында Qwasar Silicon Valley-дің негізін салушы әрі «EdTech» сарапшысы Кваме Ямгнане де осы пікірмен келісетінін жеткізген еді. Оның айтуынша, бір қарағанда инженер-бағдарламашы мамандығы ешқандай жұмсақ дағдыларды қажет етпейтін сияқты көрінуі мүмкін. Алайда ол әр маманға қазіргідей заманауи әлемде қатты дағдылардан гөрі жұмсақ дағдыларды меңгерудің маңызды екенін атап өтті.

«Бір қызығы, информатика жұмсақ дағдыларды қажет етпейтіндей көрінетін жалғыз пән шығар. Өйткені 1970-1980-жылдары ақпараттық технологиялар саласындағы алғашқы кафедралар пайда болған кезде олар электриктердің мамандығына ұқсас болды. Оларға әлеуметтенудің қажеті жоқ дегендей қарастырып келді. Менің не айтқым келгенін түсіндіңіз бе? Біз «бұл» адамдардың қарым-қатынас жасауы немесе қандай да бір қоғамдық қызметпен айналысу қажеттілігі жоқ деп түсіндік. Олар өз әлемінде өмір сүрді. Бұл олар үшін тамаша болды, өз жұмысынан ләззат алды және ешкіммен араласпады. Бірақ 90-жылдардың ортасынан бастап көп дүние өзгерді. Сөйтіп, біздің мамандық та кеңінен танымал бола бастады. Ал бұл жаңа дағдыларды, соның ішінде жұмсақ дағдыларды дамытуды талап етіп отыр»,-деді ол.

Оған қоса ол QWASAR бағдарламасы негізінде жұмыс істейтін QWANT мектебінде (Қазақстанда BCPD командасы ашқан және әзірлеген) оқушыларды адамдармен байланысуға, қарым-қатынас жасауға дайындайтынын атап өтті.

«QWANT-те студенттер технологиялық компанияда жұмыс істеуге маманданады. Бірақ бұған дейін олар компаниялар туралы ақпаратты алдын ала табуы керек. Оқушылардың жұмсақ дағдыларын қалыптастыру үшін әртүрлі рөлдік ойындарды ұйымдастырып, жаттықтырамыз. Мысалы, студенттер процеске алдын ала дайын болуы үшін біз арнайы сұхбаттар жүргіземіз. Инженер мамандардың арасында да жұмсақ дағдылардың қалыптасуына мән береміз. Бұрын біз кодты өзіміз жасадық, бірақ қазіргі кезде сіз жасаған кодыңызды басқалар қарап шығуы керек, ал сіз өз кезегінде басқалардың кодын қарайсыз. Мәселен, сіз код жазасыз, мен оны екі рет тексеруім керек. Тексеру барысында мен сізге бұл кодтың мүлдем дұрыс емес екенін дөрекі жеткізуім мүмкін. Сіз оны теріс қабылдап, мені жаман адам деп ойлауыңыз да мүмкін. Ал өз кезегінде, бұл жобаның тоқырауына әкеліп соғады, әрі қарай ілгерілей алмаймыз. Міне, бұған жол бермеу үшін инженерлер командада және бірлескен жобаларда жұмыс істеу үшін әріптестерімен тіл табыса білуі керек»,-деді маман.

Сонымен бірге ол IT саласын әртараптандыруға қатысты, оның ішінде оған білім саласының қалай ықпал ете алатыны туралы сөз етті.

«IT саласында инновацияға ашық орта құру керек, онда не болуы мүмкін екенін ешкім толық айта алмайды. Өйткені «инновация» бұған дейін ешкім жасамаған дегенді білдіреді, әйтпесе ол - инновация емес. Мысалы, сіз қараңғы бөлмеге кірдім деп елестетіңіз. Ол жерден шығудың жолын қалай табуға болады? Әртүрлі жолдарды іздегенде ғана шығатын жолды таба аласыз. Білім саласында да дәл солай. Жаңашылдық дегеніміз – процеске біртіндеп жақындау. Сіздің ортаңызда жаңаша нәрсе ойлап табуға және жасауға дайын адамдар болуы керек. Егер бәрі керісінше болса, оған қоса адамдардың қарым-қатынасы агрессивті болса, онда олардың мұндай командада жұмыс істей алуы екіталай. Сондықтан білім беру арқылы адамдардың бір бағытта жұмыс істеуіне жағдай жасау маңызды. Сапалы білім студенттерге білім алуға деген қызығушылығын оятады. Сіз өз армандарыңызды жүзеге асыра алатыныңызға сенімді болу үшін осы бағытта білім алып, жұмыс істеуіңіз керек»,-деп кеңес берді Кваме Ямгнане.

Бүгінде технология қарыштап дамып жатыр, алайда аға буын қазіргі технологияның соңғы жаңалықтарына ілесе қойған жоқ. Осы орайда ол қоғамдағы цифрлық сауаттылықты арттыру керек екенін айтып, тиімді жолдарымен бөлісті.

«Біздің алдымыздағы буын туралы айтатын болсақ, олар әдетте жаңа технологияны ұната бермейді. Мәселен, бұрын кез келген құжатты алу үшін мемлекеттік органдарға жүгіну керек болатын. Пандемия кезінде үкімет барлық мекемесін жауып, онлайн форматқа көшті. Сөйтіп азаматтар өздеріне керек құжаттарды белгілі бір құрылғыларды орнатып, интернетке қосылу арқылы ғана ала алатын болды. Әрине, егде жастағы адамдар оны өте агрессивті қабылдауы мүмкін. Бірақ оларды қызықтыруға болады. Мысалы, әжеңіздің жастық шағын есіне түсіріп, әдемі сезім сыйлайтын әуенді қосуға болады. Немесе FaceTime арқылы немересімен әр жексенбіде сөйлесуге болатынын көрсетіңіз. Содан кейін ғана сіз оның кез келген мемлекеттік қызметтерді алу үшін өз құрылғысын пайдалана алатынын айтсаңыз болады. Ал цифрлық сауаттылықты арттыру үшін алдыңғы буынға оқуға арналған құралдарды беріп, үйрету кезінде де сабырлылық таныту керек. Бірақ бәрібір әлем өзгеріп жатыр және бәріміз онлайн жұмыс істеуді үйренуіміз керек»,-деп атап өтті сарапшы.

Источник: https://el.kz/news/news/aza-standa-it-salasy-alay-damyp-zhatyr/

Бизнес
#Мақала
19 шілде 2022
Почему людей не заменят роботы, обсудили на EdTech Forum M.E.T.A.
На что сделать ставку, чтобы не оказаться на скамейке запасных, эксперты обсудила на сессии "Меня не заменят роботы" EdTech Forum M.E.T.A.

Технологии сегодня конкурируют с людьми, и перевес явно не на стороне человека. Цифровая грамотность уже не является компетенцией, а скорее встроенным модулем в интерфейсе программных решений бизнеса и государства. Повестка гостех еще не сформирована на фоне острой потребности в цифровизации отраслей экономики. Структурирование проектов и рынков, как драйвер спроса на цифровизацию — тоже важный аспект. На что сделать ставку, чтобы не оказаться на скамейке запасных, эксперты обсудила на сессии "Меня не заменят роботы" EdTech Forum M.E.T.A.

Модератором сессии выступила исполнительный директор ТОО "Первое кредитное бюро" Асем Нургалиева.

Среди спикеров основатель ЦАРКА (Центр анализа и расследования кибер-атак) Олжас Сатиев, заместитель председателя правления АО Холдинг "Зерде" Марлен Сихаев, HR-директор ITS Partner Евгения Иванова, директор департамента развития информационных и информационно-коммуникационных технологий МЦРИАП РК Ерсултан Ерманов, директор школы программирования QWANT Амина Байкенова управляющий директор Freedom Bank Аблайхан Оспанов.

Как сказали в начале сессии, в Казахстане уже автоматизировали более 90 процентов госуслуг. То есть, можно сказать, что роботы примут на себя значительную часть ежедневной рутины. Есть надежда, что в ближайшие 5-6 лет смогут автоматизировать большую часть работы правительства и развивать навыки людей там, где нужно человеческое отношение и принятие решений.

Как представитель ответственного за подготовку IT-специалистов министерства, Ерсултан Ерманов рассказал, что МЦРИАП сделал упор на неформальное образование. Практика показала, что IT-школы готовят очень хорошие узкопрофильные кадры. За год они могут подготовить тех людей, которые в дальнейшем имеют шансы трудоустроиться. На основе в МЦРИАП запустили программу IT-ваучеров. До 2025 года в Казахстане будут выдавать IT-ваучеры и гранты на обучение в специализированных частных IT-школах. Что важно, подобная практика проводится в Казахстане впервые. Так как вузы и колледжи поддерживает Министерство просвещения, МЦРИАП взял на себя обязанность по поддержке частных IT-школ. Уже есть результаты: например, обучающихся школ программирования QWANT и Alem уже в процессе учебы берут на работу компании. В августе 2022 года МЦРИАП планирует выдать 3 000 ваучеров, а в дальнейшем их количество будет расти. Кроме того, международные эксперты признают высокий уровень казахстанских IT-специалистов, но отмечают большую нехватку менеджеров, ответственных за организационные моменты и взаимодействие с клиентами.

С выводами Ерсултана Ерманова согласился Аблайхан Оспанов, который не понаслышке знает о нехватке кадров. Хотя во Freedom Bank около 50% разработчиков составляют женщины — те самые Techwomen, уникальную риск-систему банка выстроили не только казахстанские специалисты по Data scientist, но и казахстанские. То есть, 50% таких специалистов пригласили из другой страны, так как своих не хватает. Поэтому Казахстану нужно развивать не только такие актуальные направления как Data scientist и UX/UI, но и воспитывать обычных разработчиков. И при этом спикер считает, что людей понемногу будут заменять роботы, но не простые механические, а искусственный интеллект.

Каких конкретно IT-специалистов не хватает Казахстану, рассказала модератор сессии. В рамках IT-совета Алматы Первое кредитное бюро опросило CEO IT-компаний. Выяснилось, что в дефиците back, front, full-stack разработчики. На втором месте — project и product менеджеры, которых, как сказала Асем Нургалиева, в Казахстане "абсолютно нет". Третья группа специалистов, которых не хватает Казахстану — управленческие специалисты уровня технического директора, способного выполнять административные функции и руководить процессами цифровой трансформации.

По мнению Олжаса Сатиева, есть надежда, что ваучеры от МЦРИАП выровняют ситуацию по нехватке IT-кадров. Пока что выпускники IT-вузов чаще всего работают или в "Яндекс. Такси" или в Glovo — таксистами или курьерами. Из 100 000 IT-специалистов, которых поручил подготовить в Казахстане президент, как минимум 10 000 должны заниматься кибербезопасностью. Кроме того, нужны юристы по кибербезопасности, кто будет понимать, что такое персональные данные. В мире развивается такое направление как DevSecOps, так что нужными становятся специалисты по защите мобильных приложений.

Возвращаясь к кибербезопасности: на нее от общего IT-бюджета выделяется лишь 7-10%. Соответственно и специалистов по этой отрасли не так много — считается, что она тормозит рабочий процесс. Но кибербезопасность очень важна из-за участившихся случаев утечки данных — достаточно вспомнить инцидент в "Яндекс. Еде". При конфликте между странами также постоянно утекают данные, хакеры проводят манипуляции, взламывают государственные сайты и воруют информацию. Поэтому как минимум 10% должно выделяться на кибербезопасность. Казахстану нужно до 1 000 человек в год, которые будут мониторить киберинциденты. На сегодня в республике действуют порядка 30 компаний, которые имеют лицензию по обслуживанию критически важных инфраструктур — банков и прочих структур, но экспертных компаний по кибербезопасности критически мало.

Зампредседателя правления холдинга "Зерде" Марлен Сихаев напомнил участникам сессии, что подготовка кадров сложна не только из-за обучения, но и запросов работодателя, который будет считать, что рынок предоставляет ему специалистов не того уровня, какой требуется. Поэтому работодатели должны напрямую участвовать в подготовке кадров. Кроме того, академическое образование — это механизм, изменения в котором происходят в среднем за 5-10 лет. Частный образовательный рынок меняет свои программы гораздо быстрее, так как он является не лицензируемым и не стандартизированным видом деятельности. Поэтому с ним проще двигаться и потребностям работодателей он как раз может отвечать. Однако здесь есть некоторое противоречие: при приеме на работу, в том же "Зерде", все равно требуют высшее академическое образование.

"Физически мы все понимаем, что трехмесячного курса для этого достаточно. Но мы сами ставим какие-то барьеры и всегда говорим: "Мой ребенок должен обучиться в вузе". Таким образом, мы инвестируем во времени, потому что классическое академическое образование — это 4 года по Болонскому соглашению. Соответственно, это время и деньги. По идее, это ниша колледжей. Хотя мы сами, как государство, такие ограничения ставим и таким образом родители пытаются обучить своих родителей именно в вузе. Поэтому мы должны по-другому посмотреть на весь этот процесс и сказать, что мы должны эти ограничения снимать. Есть такое понятие, как независимая цель и присвоение квалификации — это как раз нужно для IT-школ. Кроме того, в Казахстане должен быть независимый институт оценки и присвоения квалификации. Когда это все заработает, я думаю, у нас выровняется система признания компетенций и квалификаций. Я также верю, что академическое образование уйдет на второй план и останется его научная сторона. И те специалисты, которые нужны экономике, будут получать именно альтернативное образование", — объяснил Марлен Сихаев.

Его мысль продолжила Амина Байкенова, которая, как директор школы программирования QWANT подробнее рассказала о подготовке IT-специалистов. Нужно отметить, что школа готовит непосредственно разработчиков, развивая в них hard skills. На главный вопрос сессии Амина ответила так: с вероятностью в 100% можно сказать, что роботы не заменят людей. Однако это не значит, что людям не нужно меняться — напротив, IT-специалистам нужно трансформироваться, чтобы отвечать современным вызовам. Поэтому в квант анонсировали новую программу — Chief Digital Transformation Officer. Специалисты этого направления, как правило, отвечают за диджитал-стратегию бизнеса: внедряют IT-инструменты для увеличения прибыли и оптимизации процессов, а также перестраивают работу компании таким образом, чтобы стала цифровой и более гибкой. Как подчеркнула Амина Байкенова, Казахстану крайне важно создавать специалистов смежных специальностей, способных одновременно контролировать и направлять.

От подготовки специалистов на сессии подошли к трудоустройству — за эту часть отвечала HR-директор ITS Partner Евгения Иванова. В начале выступления она обозначила свою точку зрения по теме сессии: роботы не заменят людей полностью, и на то есть множество причин, но главное, что можно сказать сегодня: человечество в безопасности. И даже когда роботы заменят людей в рутинной работе, они найдут, чем заняться в свободное время. А пока что люди могут наслаждаться цифровыми процессами, происходящими в мире, и наслаждаться своей работой. Евгения Иванова отметила одну особенность IT-стажеров из Казахстана, которые планируют практиковаться в ITS Partner — они не хотят выполнять тестовые задания несмотря на то, что их выполняют перед приемом на работу даже опытные senior-разработчики. Одной из причин эксперт назвала то, что студентов могут разбирать IT-компании еще до окончания учебы.

"Опять же, почему роботы нас не заменят — это мотивация. Человеческая мотивация способна сворачивать горы. Человек, который с самого начала готов в себя вкладывать, в дальнейшем готов и развиваться. Да, сейчас IT-профессии очень популярны, но мы не знаем точно, что будет дальше и как изменится мир. Но что точно не поменяется, так это transferable skills — навыки, которые пригодятся человеку в любой ситуации. Это мотивация, умение учиться, работать, взаимодействовать, и в общем все soft skills. Казахстан — очень привлекательный рынок в IT-сфере и, несмотря на нехватку специалистов, здесь есть кому работать и развиваться. И если с мотивацией у молодежи, как я говорила, бывают проблемы, но у специалистов уровня повыше просто отличные коммуникация, взаимодействие, отношение к работе", — подчеркнула эксперт.

Кроме того, современным специалистам университетское образование просто необходимо, потому что не просто учит, например, писать код, а обучает умению мыслить и расширяет кругозор. И человек всегда будет сложнее роботов, которые действуют по заранее заданной схеме и той информации, которую в них заложат люди.

Основатель ЦАРКА Олжас Сатиев назвал еще одну большую проблему Казахстана, которую нужно решать — потолок, в который упираются специалисты на своей работе. Если посмотреть на популярные отечественные компании — Kolesa.kz, Krisha.kz, Market.kz, Chocolife, их сотрудники все равно продолжают работать чисто на казахстанский элемент. Но, например, инженер, хочет решать все более интересные и масштабные задачи. Как сказал Олжас Сатиев, к сожалению, Казахстан пока мало что может предложить амбициозному специалисту. Вытекающая из этого проблема — у республики так и нет стартапов, которые вышли за рубеж. Поэтому и получается так, что выросший senior-разработчик забирает в работу стартапы, например, из Белоруссии.

Государство тоже не может предложить амбициозным IT-специалистам интересные проекты, потому что остановилось на том, что middle-разработчик получает примерно 1 000 долларов. И казахстанского студента третьего-четвертого курса забирают к себе зарубежные стартапы или компании, готовые платить 2 000 долларов. Казахстанский рынок, который работает с местными клиентами, естественно, таких денег платить не может. Чтобы решить эту проблему, нужно учитывать два момента: во-первых, государству нужно увеличивать бюджет на зарплату IT-специалистов в два-три раза, чтобы отечественные компании могли нанимать перспективных сотрудников. Второй момент — компаниям и стартапам нужно сразу выходить на зарубежный рынок. Казахстан стал очень привлекательным bodyshop, где зарубежные компании нанимают специалистов.

Например, Беларусь и Эстония высоко поднялись в IT-индустрии, потому что с самого начала делали продукты на мировой рынок. Когда у Казахстана появятся стартапы, которые выйдут на зарубежный рынок, но будут получать зарубежную валюту в Казахстане, тогда ситуация изменится. А пока Казахстан будет оставаться привлекательным bodyshop и все больше компаний будут приезжать в республику и забирать перспективных ребят, а местному рынку все сложнее будет удерживать их. Евгения Иванова добавила ремарку к этим выводам, отметив, что интерес зарубежных компаний состоит в том, чтобы вкладывать в долгосрочной перспективе и развивать рынок там, где есть потенциал и где комфортно работать со специалистами. Поэтому не совсем правильно говорить о том, что зарубежный бизнес просто приходит и перекупает казахстанских специалистов.

Однако проблемы по утечке специалистов испытывает не только Казахстан в глобальном смысле — очень сильно страдают регионы. По словам Ерсултана Ерманова, как только в регионе появляется мало-мальский хороший специалист, он обязательно уезжает в Алматы, Нур-Султан или Караганду. А оттуда его уже забирают иностранные компании. Вероятно, Казахстану нужно попросить те же Россию или Беларусь поделиться опытом по региональному развитию и поддержке не только крупных городов, но и отдаленных от них областей. Олжас Сатиев согласился с Ерсултаном Ерманов, добавив, что зарплаты в регионах не выдерживают никакой конкуренции.

В заключение на сессии обсудили инициативу по подготовке лидеров цифровой трансформации CDO/CDTO на уровне акиматов. Как отметил Аблайхан Оспанов, CDTO — это в том числе оптимизация и на госслужбе. Например, в 2013 году в Казахстане проходил процесс автоматизации разрешительных документов по поручению президента Казахстана, который сказал, что процесс нужно автоматизировать до 100%. Несмотря на это, в управлении лицензирования по-прежнему сидели десятки человек, которые выполняли всю работу самостоятельно — анализировали документы, готовили приказы, согласовывали их с руководством и так далее. Акиматам не хвататает замакимов уровня CDO/CDTO, но их брать просто неоткуда, так как нет мотивации и компетенции.

"Раньше мы брали всех замакимов и хотели сделать из них CDO/CDTO, отправляли их на обучение в Сингапур, Эстонию, Корею, Малайзию. Они увидели, что нужна трансформация и оптимизация госаппарата, немножко зарядились. Но опять же, в госорганах постоянно меняется руководство — соответственно, этот вопрос потихоньку заглох. Я считаю, что сегодня необходимо делать из замакимов CDO/CDTO, так как есть масса вопросов, которые нужно решать — социальное обеспечение, здравоохранение и прочее", — подчеркнул Аблайхан Оспанов.

Амина Байкенова добавила, что CDO/CDTO должен обладать умениями учиться, адаптироваться и слышать. Судя по мировым практикам, основная проблема IT-сферы — изменение корпоративной культуры. Как правило, когда в компании заходят разговоры о трансформации, люди не высказывают желания меняться. Поэтому важно научить будущего СТО/CDTO, чтобы он умел слышать, чего хотят его сотрудники. Кроме того, такой сотрудник должен хорошо понимать, на какую позицию его лучше поставить, чтобы все изменения прошли очень комфортно. Олжас Сатиев добавил, что не допускал бы к работе цифровых министров без базовых курсов по кибербезопасности.

"Я меньше года как госслужащий, и заметил такую тенденцию, что у нас очень низкая квалификация, потому что у большинства нет IT-бэкграунда. Это большая проблема. Есть классные менеджеры, но очень мало отраслевых людей, которые работали бы на рынке или понимали возможности технологий. СТО/CDTO как стратег планирует, как будет трансформировать свою отрасль, но без базовых знаний, какие есть возможности у технологий. Большинство СТО/CDTO наверное, ориентируются больше на рынок и ждут, когда он принесет им ту или концепцию или решение. Вот вам бюджет, вот вам решение, свои показатели увеличьте в энное количество раз. И мне, как представителю рынка со свежим взглядом, кажется, что СТО/CDTO должны обнулиться или же новым взглядом посмотреть на все эти процессы", — заявил Ерсултан Ерманов.

Если верить Аблайхану Оспанову, несколько министерств Казахстана планируют внедрить у себя вице-министров по IT. Но есть нюанс: не каждый IT-специалист согласится на работу, связанную с бюрократией, если она не будет компенсирована высокой заработной платной. Поэтому, чтобы решить вопрос с качественным IT-образованием — нужно повышать зарплаты в секторе.

Напомним, четвертый международный форум образовательных технологий прошел в Нур-Султане в офлайн-формате с 27 по 29 июня 2022 года. EdTech Forum M.E.T.A. — крупнейшая конференция в сфере образовательных технологий в Центральной Азии. Главный организатор форума — BCPD (Бюро непрерывного профессионального развития) — технологичная компания, которая развивает цифровые продукты для обучения в течение всей жизни. Ключевая тема форума в этом году М.Е.Т.А. (Мобильность. Инновации. Технологии. Действия).

Источник: https://er10.kz/read/tocka-rosta/pochemu-ljudej-ne-zamenjat-roboty-obsudili-na-edtech-forum-m-e-t-a/

Бизнес
#Мақала
12 шілде 2022
Зачем айтишникам развивать soft skills?
На мастер-классе EdTech Forum M.E.T.A. CEO QWASAR Silicon Valley Кваме Ямгнане и Software Developer Qwasar Silicon Valley Хуссейн Ашими рассказали, каким должно быть образование в IT-сфере. Эксперты также поделились рекомендациями по составлению резюме и поиску работы.

— Кваме, во время сессий форума вы говорили о важных навыках IT-специалиста и утверждали, что они должны регулярно практиковаться, чтобы улучшать свои технические знания и навыки. Но что насчет soft skills — насколько они важны для программиста и как их развить?

— На первый взгляд, профессия инженера-программиста не требует каких-либо soft skills. По крайней мере, университеты и колледжи обычно к этому не готовят. И самое смешное то, что компьютерная наука — наверное, единственная дисциплина без soft skills. В 60-х, 70-х и 80-х, когда появлялись первые департаменты в области информационных технологий, они были схожи со специальностью электриков. Люди рассматривали IT-специальность как что-то менее социальное. Программисты жили в своем мире и с удовольствием занимались своей работой, ни с кем не общаясь.

Изменения в индустрии начались с середины 90-х. Сейчас почти все связано с компьютерами, и наша профессия стала популярнее, что требует развития новых навыков, включая soft skills. В нашей школе QWANT, которую в Казахстане открыла команда BCPD, студенты развивают коммуникативные навыки в процессе обучения. Мы практикуем различные ролевые игры, например, проводим технические интервью или рекрутинг.

— Эксперты сегодня все чаще говорят о важности интегрирования IT с другими сферами, чтобы обеспечить более плавную трансформацию. Каково ваше мнение на этот счет?

— Это очень сложный вопрос, потому что всегда сложно предугадать, что может случиться. Когда я учился программированию в университете, HTTPS-протокол еще не существовал. Поэтому очень важный навык, необходимый современному человеку — умение учиться. Это единственный способ, позволяющий непрерывно развиваться и менять сферы труда.

Проблема состоит в том, что традиционная система образования не может обеспечить студентов этим навыком. Мы привыкли к обучению с учителем начиная со школы. Но когда, допустим, появляются новые технологии, и вам нужно их освоить, готовых учителей может не оказаться. При том, что в среднем на одного учителя приходится двадцать учеников. То есть, если нам нужно срочно подготовить 200 000 специалистов, нужно 10 000 преподавателей. А на подготовку преподавателя с актуальными знаниями может потребоваться 5-6 лет.

Нужно научиться учиться, выполняя различные задания, работая с людьми и задавая им правильные вопросы. Я никогда не изучал HTTP в университете, потому что он тогда даже не существовал. Мне пришлось осваивать его самому.

— Что вы порекомендуете при составлении резюме? На что претенденту нужно обращать внимание?

— Хуссейн Ашими: Так как ваше резюме сначала читает программное обеспечение, в тексте должны присутствовать ключевые слова, связанные с должностью, на которую вы претендуете. Компаниям важнее узнать, какими навыками и опытом вы обладаете, чем какой университет окончили. Поищите описание интересующей вас должности и отталкивайтесь от нее при составлении резюме. Также хочу дать три простых рекомендации:

  • будьте проще, так как люди, которые все усложняют, не получают работу;
  • избегайте шаблонов: работодатели хотят видеть, что умеете делать именно вы;
  • знайте миссию и ценности компании — это покажет, что вы действительно понимаете, как внести вклад в ее развитие.

Кваме Ямгнане: Ни в коем случае не игнорируйте сопроводительное письмо. Постарайтесь отразить в нем несколько пунктов:

  • подчеркните, что вы молоды и у вас много энергии,
  • расскажите, чем эта компания так хороша для вас, насколько совпадают ваши ценности, и т.д.

Даже если у вас стабильная любимая работа, не забывайте о профессиональном обучении. Регулярно читайте, что нового происходит в вашей сфере.

Четвертый международный форум образовательных технологий прошел в Нур-Султане в офлайн-формате с 27 по 29 июня 2022 года. EdTech Forum M.E.T.A. (Мобильность. Инновации. Технологии. Действия) — крупнейшая конференция в сфере образовательных технологий в Центральной Азии. Главный организатор мероприятия— BCPD (Бюро непрерывного профессионального развития) — технологичная компания, которая развивает цифровые продукты для обучения в течение всей жизни.

Источник: https://5q.media/2022/07/12/zachem-ajtishnikam-razvivat-soft-skills/

Бизнес
#Мақала
08 сәуір 2022
Что такое геймификация и почему ее все чаще используют в современном образовании?

Не секрет, что образование — закрытая и во многом консервативная система, с трудом поддающаяся изменениям. Но при этом она должна чутко реагировать на время и его особенности. Поэтому учителя и эксперты в образовании разрабатывают новые подходы, основанные на информационных и игровых технологиях. Например, эдьютеймент — обучение через развлечение и геймификация — использование игровых механик и элементов в неигровом контексте, то есть в образовании. Именно о геймификации мы поговорили с супервайзером школы программирования Qwant (проект компании BCPD) Дастаном Рамазановым, а также изучили исследования по этой теме.

В каких дисциплинах используется геймификация и в чем ее преимущества

Преподаватели Сапият Биджиева и Фатима Урусова предложили несколько определений геймификации:

  • использование игровых подходов для неигровых процессов с целью повышения вовлеченности участников в решение поставленных задач;
  • адаптация и широкое использование видеоигр в повседневной жизни;
  • использование элементов игры и техник дизайна игры в неигровом контексте.

Как объяснил нам Дастан Рамазанов, геймификация в обучении присутствовала с момента зарождения самого процесса обучения. А множество проведенных в XXI веке научных исследований показали, что игровое обучение может быть эффективной образовательной моделью. Эти исследования также говорят о том, что при использовании более пассивной модели обучения (простое чтение лекций или выполнение стандартных домашних заданий) 40% студентов через 20 минут забывают новый материал.

По словам эксперта, в геймификации для достижения реальных целей в обучении используют игровую механику, правила и разнообразные инструменты, позволяющие улучшить взаимодействие с пользователем.

«Сейчас существует очень много игр для детей и для взрослых, которые обучает программированию путем прохождения этапов (квестов) через написание строчек определенного кода. Другими словами, за счет игры скучные задания становятся интересными, а сложные — простыми. То есть подобно видеоигре с баллами, уровнями и значками, геймификация в обучении — это как получение и расходование баллов, так и многоуровневая система продвижения и присуждение значков за выполнение определенных наборов проектов и упражнений», — говорит Рамазанов.

Однако геймификация применяется не только в программировании: ее активно используют учителя иностранных языков и математики. Так, авторы Татьяна Гольцова и Екатерина Проценко поделились некоторыми вариантами использования геймификации на уроках иностранного языка. Это могут быть викторины, веб-квесты, игра в слова. Один из самых простых примеров — игры в слова «Найди пару» и «Угадай слово». Через них ученики закрепляют новые слова, расширяют словарь, отрабатывают важные лексические навыки.

Гольцова и Проценко предлагают для закрепления грамматических навыков провести командную игру, в которой каждый правильный ответ будет приносить очко в копилку команд. Эксперты предлагают использовать возможности цифровизации и организовать веб-квест, который можно рассматривать как компьютерную игру.

Что касается математических дисциплин, то здесь можно вспомнить работу преподавателя московской Высшей школы математики Елизаветы Кондрашовой, которая рассказала о том, как применила геймификацию в работе со студентами первых курсов. Известно, что студенты изучали математический анализ и им предложили выполнять домашние задания на специальном сайте — там размещали задания, периодически появлялись новости, сообщали о победителях и так далее.

«Студентам было предложено почувствовать себя участниками событий в стране Mathematical Forest, где можно оказывать помощь жителям страны, решив правильно определенное количество заданий из структурированных специальным образом блоков. Каждое домашнее задание сопровождалось определенным игровым сюжетом. Студенты становились участниками игры и чувствовали себя героями Mathematical Forest», — отмечала Кондрашова.

Автор заметила положительное влияние геймификации уже в процессе: 80% принявших участие в игре студентов выполняли удвоенное количество домашних заданий заданий, чем требовалось — чтобы точно выиграть. После завершения первого этапа игры количество участников второго выросло на 80%. Кроме того, у студентов вырос средний балл успеваемости, что позволяет говорить об увеличении эффективности их учебы и повышении их личной ответственности в обучении.

«Геймификация делает стандартное обучение более интересным. Это помогает освоить материал через четко структурированные этапы, разбираться в больших и сложных системах, поэтапно изучая их. Например, игровые механики могут мотивировать выполнять задания или решать тесты, а простые примеры позволят лучше понять и выучить материал», — говорит Дастан Рамазанов.

Из чего состоит геймификация

Для того, чтобы успешно применять геймификацию в процессе обучения, следует изучить, из чего состоит каждая игра. Здесь нам поможет исследование сотрудников Национального исследовательского Томского политехнического университета (ТПУ).
Во-первых, каждая игра состоит из конфликта или противостояния интересов, который придает игре жизненности и не позволяет ее участникам заскучать. На уроках биологии конфликтом в игре может выступить такой сценарий: некий вид птиц вымирает, и его нужно срочно спасти. Для этого ученики должны изучить внутреннее устройство организма птицы, болезни, которым они подвержены и провести операцию по ее спасению.

Во-вторых, в игре есть персонажи с определенными ролями. Например, безумный ученый, который в одиночку может спасти планету, потому что только ему известно лекарство от эпидемии, охватившей мир.

«Игрок может изображать из себя безумного ученого, пытаясь имитировать его повадки и поведение, а может принять мировоззрение этого персонажа. Таким образом, игрок верит в мотивацию персонажа и стремится разрешить конфликт», — объясняют авторы исследования ТПУ.

В-третьих, нужно установить четкие и однозначные правила игры, так как игра — это «это маленькая жизнь, в которой все проще и понятнее». Вернемся к спасению птиц от вымирания: для того, чтобы урок прошел успешно, учителю нужно продумать и то, как ученики будут изучать материал и решать проблему — индивидуально или в небольших группах по 2-3 человека.

Кроме того, необходимо провести подготовительную работу: провести короткую лекцию о правилах игры и поставленной проблеме в начале, подготовить раздаточный материал, чтобы ученикам было на что опираться.

Мы попросили Рамазанова на примере школы QWANT рассказать, какие условия нужно выполнять, чтобы геймификация принесла пользу учебному процессу. Он попросил преподавателей не забывать, что не нужно превращать обучение в соревнование, так как оно не всегда приносит пользу. Цель геймификации, говорит эксперт, состоит в том, чтобы мотивировать учащихся повышать свое мастерство и компетенции.

«Учащиеся, сталкивающиеся с дополнительными элементами геймификации, как правило, имеют более высокую мотивацию и вовлеченность в обучение и мы используем накопительную систему», — объясняет супервайзер.

Накопительная система выглядит следующим образом: за каждый успешно завершенный проект учащийся зарабатывает баллы. При этом заработанные баллы уходят на то, чтобы отправить проект на рассмотрение и получить его оценку. Помимо сдачи проекта, баллы можно заработать, выполняя экспертную проверку кода для другого учащегося, посещая каждый день систему школы QWANT или помогая сокурсникам через общение в форумах школы.

Плюсы и минусы геймификации

Как и любая образовательная система или метод, геймификация имеет ряд минусов и плюсов. Рамазанов привел доводы в пользу каждой группы.

Плюсы геймификации:

  • учащиеся переходят из взрослого состояния в детское, когда обучались и познавали мир через игру. Это позволяет им легче усваивать материал;
  • создается меньшее сопротивление материалу, уходят психологические сопротивления и ограничивающие установки;
  • при групповом обучении геймификация стимулирует качественную командную работу;
  • соревновательный элемент добавляет эмоций, включая самоутверждение и поднятие самооценки.

Минусы геймификации:

  • иногда геймификация становится самоцелью;
  • неправильно созданная система геймификации приводит к отрицательному результату. Например, неверно организованный соревновательный процесс может привести к негативным последствиям — снижению самооценки, неправильному пониманию обучения.

Биджиева и Урусова, о которых мы говорили в начале материала, провели исследование среди 89 учителей средних школ города Карачаевска и поселка Учкекен. Так, 86,5% из них заявили, что слишком частое использование игр на уроках может привести к к привыканию и снижению познавательного интереса, а 70% отметили, что азарт может заслонить познавательный интерес. В качестве еще одного минуса геймификации 82% учителей отметили, что подготовительный процесс занимает много времени.

В плюсы геймификации опрошенные включили:

  • развитие интереса к предмету (50,5 %);
  • повышение мотивации к достижению познавательного результата (46 %);
  • формирование коммуникативных навыков (55 %).

«Думаю, что можно любой предмет выстроить как игровой процесс. Но к этому нужно подходить с правильно спроектированной системой и хорошо проработанными процессами», — напоминает Дастан Рамазанов.

Геймификация в образовании требует серьезной подготовки: помимо плана урока, учителю нужно создать новую структуру обучения, сделать его более мобильным и интересным ученикам. Неудивительно, что этот метод не принимают всерьез учителя «старой закалки»: как мы уже говорили, образование — крайне консервативная система. Однако молодые специалисты настроены оптимистично и отмечают несомненные плюсы геймификации, которая позволяет учителю говорить на одном языке с учеником. Так повышается не только авторитет учителя и он становится «своим» для класса, но и просыпается любопытство у обучающихся. Поэтому можно говорить, что у геймификации — большое будущее в современном образовании, и многочисленные исследования подтверждают эту точку зрения.

Источник: https://the-steppe.com/razvitie/chto-takoe-geymifikaciya-i-pochemu-ee-vse-chashche-ispolzuyut-v-sovremennom-obrazovanii

Бизнес
#Мақала
25 маусым 2021
QWANT — инновационные технологии из Силиконовой долины

Совсем недавно в Казахстане открылась инновационная школа программирования QWANT. Это облачная платформа для обучения кодингу Бюро МФЦА. QWANT открывает возможности для всех, кто хочет изучать программирование на уникальной платформе из Кремниевой долины — QWASAR, объединившей передовой опыт лучших школ программирования Европы и США. О специфике и уникальности школы QWANT редакции bluescreen.kz рассказала Эльмира Обри, руководитель Бюро непрерывного профессионального развития МФЦА, основатель школы QWANT.

Эльмира, в чем заключается уникальность вашей платформы QWANT?

Точкой отчета нашего проекта QWANT послужил форум Digital Almaty 2020 года, на котором премьер-министр Аскар Мамин объявил об этой инициативе. Запуск планировался на базе кампуса в марте и пришелся на самый пик пандемии. Именно поэтому за 2 недели мы пересмотрели всю стратегию и вывели проект в офлайн. Если говорить о методологии, то мы работаем в партнерстве с компанией QWASAR из Кремниевой долины. Подобные проекты уже существуют в мире, методика основана на принципах активного обучения, равноправной андрогогики и проектного управления. Нет ограничений ни по возрасту, ни по компетенциям, в Qwant могут учиться как люди с IT-бэкграундом, так и без знаний кодинга. Самое главное — это человекоцентричность, основанная на персональных траекториях развития. Первый набор собрал более 2500 аппликантов. Линейка представлена тремя специализациями: Data Scientist, Full-Stack Developer и Software Engineer.

Какую программу в вашей школе чаще всего выбирают студенты?

Если смотреть в разрезе технологичесских стеков, то рекорды исторически бил Full-Stack, но сейчас перевес идет в сторону Data Scientist и Machine Learning. Мы объясняем данную тенденцию восходящим трендом, так как многие эксперты утверждают, что большие данные — это новая нефть. Это стало модно, и все захотели стать Data Scientist.

Раньше чаще всего на IT-шников учились парни, а как выглядит ситуация на рынке сейчас?

В текущем моменте у нас обучается 180 студентов, из которых 60 — представительницы прекрасного пола (33%). А вообще, согласно данным Coursereport (агрегатора школ программирования), число женщин в школах программирования выросло с 32% до 49% с 2017-2020 годы. По информации Verge, число женщин, работающих в технологических компаниях Кремниевой долины, составляет 30% (в 2015 году), на позициях исполнителей — 20% (данные 2020 года).

Сейчас практически все школы подготовки IT-специалистов работают в онлайн режиме, вы делаете ставку на активные методы обучения, с чем это связано?

Мы верим, что невозможно развивать навыки 21-го века с использованием старых методов. Активное обучение имеет гораздо более высокий коэффициент эффективности и обладает глубоко персонализированным подходом. Большинство лекций и онлайн-видео являются пассивным обучением (синхронным или ассинхронным). Активные методы связаны с развитием навыков будущего и формирует закалку и профессиональные качества, которые будут нужны кандидату на рабочем месте. Когда люди фундаментально понимают, как работает код и программное обеспечение, они получают ключи к цифровому миру. Такие знания являются конкурентным преимуществом в обществе, где каждая сфера неизбежно претерпевает цифровую трансформацию.

Обладая большим опытом в андрагогике (обучении для взрослых), мы стремимся все больше переходить на практическое обучение. Такой метод необходим для обучения программированию, так как написание кода не сводится к тому, чтобы получить проходной балл или оценку, а скорее на приобретение реальных навыков.

Успех в ИТ, как и в любой отрасли — это постоянное совершенствование. Чтобы улучшить критическое мышление и навыки межличностного общения, мы практикуем проверку кода участниками самого процесса. Другими словами, студенты проверяют код друг друга, чтобы не только уметь его воспроизводить, но и оценивать. Они анализируют, оценивают, тестируют, обсуждают, защищают и корректируют свой код и код других. Мы следуем трехэтапной модели обучения: понимание, применение и практика.

У вас нет преподавателей и лекций, как тогда построена ваша система обучения?

Весь процесс проходит непосредственно на платформе в облаке. Для удобства предусмотрен встроенный репозиторий знаний и системы проверки заданий "Гендальф", помимо этого, есть чат с поддержкой. Главное в обучении — практика. Студенты решают реальные боевые кейсы, формируя портфолио, геймификация — тоже часть программы. Обучение построено по принципу игры, где необходимо пройти различные квесты, заработать баллы, завершить заданий. В QWANT есть две основные программы — это Reactor программа для новичков и тех, кто хочет развить новые навыки XXI века и Upskill для тех, кто умеет программировать и хочет повысить квалификацию существующих навыков.

Эльмира, расскажите об облачной платформе QWASAR Silicon Valley?

QWASAR Silicon Valley — это инновационная облачная платформа, ориентированная на подготовку будущих лидеров цифрового мира. Наш партнер использует данные исследований для определения навыков и требований, которые работодатели ищут в цифровых областях, а затем разрабатывают программы для развития этих навыков. Программа и методика разработана экспертами с более чем 35-летним опытом работы в сфере ИТ-образования. Это уникальная платформа с постоянным адаптивным обновлением. Мы получаем рекомендации по развитию отраслей и это большой плюс для наших студентов. Кроме того, есть интеграции с другими странами, которые дают широкие возможности для формирования международных проектов и облачных команд еще в процессе обучения.

Какими навыками должен обладать кандидат, чтобы поступить в вашу школу?

Мы ориентируемся, в первую очередь, на природные данные. Если есть интерес к STEM (математика и другие точные науки), c большей долей вероятности такие кандидаты поступят без проблем. Однако есть и приятные исключения из правил. Например, Ассель Курмановой, которая обучается на втором сезоне программы Reactor по стеку Data Scienсе и собирается дальше покорять мир IT. По профессии Ассель — юрист. По её словам, ещё полгода назад она бы и не поверила, что сможет уверенно программировать на сложном языке "С".

Как подать заявку на поступление в QWANT?

Чтобы подать заявку на обучение, необходимо зарегистрироваться на сайте www.qwant.kz и выбрать программу. После чего пройти отборочный этап: бассейн для новичков и пресизон для профессионалов, оформить подписку и получить полный доступ к онлайн-платформе.

Эльмира, какие перспективы есть у ваших студентов-выпускников?

Более 80% наших выпускников уже трудоустроены. В основном, это местные компании, но есть и примеры хайринга со стороны международных игроков. Предусмотрена также программа стажировок в IT-компаниях. До 2025 годы мы намерены выпустить 10 тысяч IT-специалистов.

Каким образом вы собираетесь конкурировать с крупными онлайн IT-школами из России и дальнего зарубежья?

Считаю, что у нас нет конкурентов, так как мы все работаем на профессионализацию ИКТ- рынка. Места в IT-индустрии хватит для всех. Мы дружим с разными школами. Часто видимся на форумах, конференциях и всячески поддерживаем друг друга. Обмениваемся опытом, обсуждаем разные вопросы, стараемся поддерживать друг другу.

Отсутствие квалифицированных ИТ-специалистов — глобальная проблема. По данным IDC, в 2020 году отсутствие IT-специалистов привело к убыткам во всем мире в размере 390 миллиардов долларов. Этот недостаток отражается в огромном количестве незаполненных вакансий по всему миру. Чтобы еще больше подчеркнуть эту мысль, исследование IDC показало, что более 52% ИТ-руководителей считают отсутствие профессионалов серьезной проблемой для их организаций. Между тем DevOps и Appian в своем опросе о готовности к цифровой трансформации обнаружили, что 82% организаций не могут привлечь программистов, которые им необходимы для обеспечения бизнеса инновационными технологиями. Хотелось бы пожелать школе QWANT успехов в своем начинании. Чтобы наши IT-специалисты были востребованы не только в нашей стране, но и за рубежом.

Источник: https://bluescreen.kz/opinion/9242/qwant----innovatsionnyie-tiekhnologhii-iz-silikonovoi-doliny

КУРСТЫ ТАҢДАУҒА КӨМЕКТЕСЕМІЗ
  • Software Engineering
  • Data science
  • Full stack development